Тайная вечеря в селе Терновка, близ Запорожья

Картина тайная вечеря в храме села Терновка

Когда я попал сюда впервые, меня посетило странное  чувство. Как будто кто-то пристально меня рассматривает. Признаюсь, я не придал этому особого значения. Меня всегда кто-нибудь рассматривает, когда я фотографирую людей. А  людей в тот день, было очень много.Вся громадина старинного храма была наполнена народом, ибо был день престольного праздника, день Ильи Пророка.

  Поясню подробней. О том что есть такой храм, я узнал почти случайно от хороших знакомых. Позвонили, рассказали, мол есть очень старая и красивая церковь в селе Терновка, о ней мало кто знает в городе, а между прочим ей исполняется сто лет с кусочком, и не хочу ли я туда съездить на праздник. Я конечно очень хотел. И в назначенное время приехал в село, и вошел в прохладный сумрак этого храма. храм Ильи Пророка в селе ТерновкаТо что здание храма выстроено мастерами с большим знанием дела, чувствовалось сразу. Издалека он казался крохотным, почти игрушечным. Вблизи светлый кирпич, из которого он сложен, тоже несколько скрывал его подлинные размеры. Но лишь только переступаешь порог, то попадаешь в какое- то огромное пространство, в котором можно и потеряться.Когда глаза после яркого света дня привыкают к уютному сумраку, то начинаешь различать детали внутреннего убранства храмаКогда глаза после яркого света дня привыкают к уютному сумраку, то начинаешь различать детали внутреннего убранства храма. Вначале замечаешь церковную утварь, подсвечники, затем иконы, потом алтарь, потом стены с очень интересным орнаментом, а местами покрытые сеткой трещин, иногда истертые до кирпича. И потом словно вдруг, видишь старую, старую роспись, местами сохранившуюся очень хорошо, а местами к сожалению, только если всмотреться. Лики совсем неизвестных мне святых на боковых стенах прописаны мастерски. От них веяло живописью 19 века, словно листался альбом с репродукциями.алтарь с росписью Тайная вечеря Сквозь приоткрытые врата алтаря показалась огромнейшая роспись , во всю большую стену -«Тайная вечеря», любимое детище живописцев всех времен, и одна из главных сцен священной истории. В ней предчувствие близкой гибели Спасителя, его передача нового завета ученикам, апостолам нового вероучения. Финал тайной вечери в прощении Иисусом Христом, того, кто вот- вот предаст его и того кто откажется от него, убоявшись протянуть руку помощи. Несмотря на трагизм, сцена прописана мастером очень радостной и легкой. Она вся пронизана светом, словно надеждой , не только на «жизнь грядущего века», но и какой- то сугубо земной надеждой. Края росписи очень пострадали, рисунок стерт до штукатурки, но фигуры почти уцелели.Жертвоприншение АвраамаМоисей со скрижалями заветаНа торцевой стене, в которой входная дверь, написаны едва читаемая сцена «Изгнание из рая» и хорошо сохранившееся «Приношение Авраама», и «Моисей, выносящий скрижали» т.е. сюжеты из Ветхого завета. Впрочем, тогда я все эти чудесные вещи рассматривал вскользь, потому что весь был поглощен съемкой начавшейся службы. Все мое внимание было устремлено на людей, на поиски лиц, сюжетов, и ситуаций. Во время любой большой съемки бывают минуты, когда внимание иссякает и требуется небольшой отдых, тогда я просто отходил ко входным дверям, что бы не путаться у людей под ногами.И вот тогда, продолжая осматривать все вокруг, я впервые задрал голову вверх, и увидел на потолке новый сюжет, новую многофигурную роспись. Местами она к сожалению тоже стерта, но большая ее часть сохранилась целой и свежей, сияя позолотой, так, словно написана была вчера. На ходу рассмотреть весь масштаб это сцены было невозможно. Вот только что в глаза врезалась фигура архангела с мерой в одной руке и с запечатанным свитком в другой . Мелькнула на секунду мысль — словно Васнецовым лик прописан, очень уж он похож был на виденные ранее его росписи в Киеве во Владимирском соборе. После окончания службы я еще поснимал наиболее понравившиеся мне росписи , что бы рассмотреть их дома не торопясь.

Потом, обсуждая с друзьями увиденное, мы вспомнили и о росписях храма. Они ответили ,что по мнению настоятеля, храм расписывал не кто иной, как сам Васнецов. Признаюсь, я был обескуражен этим известием. Неужели так и есть на самом деле? Вот здесь у нас? Но если тут работал сам Васнецов, то историческая и культурная ценность этих росписей становилась огромной. А между тем их состояние плачевно.Настоятель храма Ильи Пророка Алексей Растворов Потом уже, спустя лишь год в беседе с настоятелем Алексеем Растворовым, я узнал какой трудной была судьба у этого храма. Долгое время советская власть использовала здание как клуб, кинотеатр и на закуску разместила там ковроткацкую фабрику. Хотя это не самая трудная судьба для храма, уготованная советской властью. Есть примеры и похуже. Здание-то в общем уцелело, потеряв колокола и купол. Но вот сама роспись на стенах пострадала очень сильно. Ее пытались сдирать и закрашивать краской. Со слов настоятеля: « Ее закрашивали, а она снова проступала». Сюжету, написанному на потолке повезло больше. Его частично заколотили досками, как бы с глаз долой, тем самым сохранив его для нас. Увы, бесценные образцы живописного искусства продолжают разрушаться и поныне. Несмотря на титанические усилия настоятеля храма по сохранности здания. Например, в зимнее время в неотапливаемом помещении на стенах стоит иней, который днем тает и со стен и потолка капает влага. И еще я узнал, что настоятель много лет связывался со всевозможными архивами, в попытках найти хоть что- то об истории постройки храма, о его подлинном историческом облике, о пропавших безвестно после войны иконах и церковной утвари, и конечно о том, кто же расписывал стены и потолок. Предположение что это был именно Васнецов осталось пока документально неподтвержденным.Дома вечерами я рассматривал сделанные снимки, того сюжета с архангелом в центре, увеличивая крупно его фрагменты

Страшный суд, роспись свода

«Страшный суд» верхний ярус

Страшный суд свод храма в Терновке

«Страшный суд» свод храма в Терновке,нижний ярус картины

Это была сцена Страшного суда, библейского сюжета повествующего о втором пришествии Иисуса Христа, явившегося снова в мир, что бы судить всякого по делам его. Вся многофигурная сцена занимает огромную площадь на потолке храма.С одной стороны прописаны лики и фигуры праведников, а с другой фигуры грешников, посредине их архангел с мерой в руке, взирающий с высоты на всех нас. Чуть ниже его фигура человека, в ужасе ожидающего своей участи. Рядом изображен сатана, в руках у него груда свитков , в которых вписаны грехи человеческие. Поражает, что этот список грехов прописан тонко и четко, каждое слово легко читается. Верхний ярус этой сцены изображает Спасителя на троне парящего на облаке. Рядом с ним Богородица и Иоанн Креститель.
Долго я рылся в сети в поисках деталей биографии Васнецова, надеясь найти какую-то зацепку. И конечно рассматривал  сцены и лики на росписях Владимирского собора, надеясь найти общие детали. Общие  детали находились, но все равно это были две разные сцены одного и того же сюжета. Но тем и хорош интернет, что в нем может найтись очень многое. Вот что мне удалось узнать. Оказывается что В.Васнецов писал сюжет Страшного суда дважды. Первый раз для Владимирского собора в Киеве, а второй для Георгиевского собора в городе Гусь-Хрустальный, правда это уже была не роспись стены, а огромное живописное полотно размером 7 на 8 метров. И вот этот второй, живописный  вариант в точности воспроизведен на своде Ильинского храма в Терновке.

Картина Васнецова Страшный суд

Картина В. Васнецова Страшный суд

Еще одна важная деталь. Время написания этой картины и время постройки храма приблизительно совпадают-1905 год. Согласитесь, что это уже кое- что. А теперь не худо бы узнать главное- кто же именно перенес это изображение с полотна на свод храма. Для этого я и отправился  в наш запорожский художественный музей показать фотографии, рассказать о том что видел сам специалистам по живописи.Встретившись и побеседовав с директором музея Ингой  Янкович и старшим научным сотрудником Юлией Сергеевной Мартыненко. Был очень рад их живому, неподдельному интересу к этой теме. Решили не откладывая в долгий ящик съездить и посмотреть все в самом храме в Терновке. И вот мы на месте.

Инга Янкович директор художественного музея

Инга Янкович директор художественного музея

Юлия Сергеевна Мартыненко искусствовед

Юлия Сергеевна Мартыненко искусствовед

Искусствоведы внимательно осматривали росписи. Долго ходили по храму и смотрели. Сразу признались, что даже и не предполагали встретить такую красоту в наших запорожских краях. А я наблюдал за их глазами и радовался вместе с ними. Потом долго беседовали с настоятелем храма, слушали его рассказ, делились своими впечатлениями и предварительными выводами.

Инга Янкович у храмовой фрески

Итак, что же поведали специалисты. Во первых, что живопись  очень интересна и выказывает большого мастера её писавшего.Какой бы ни была его фамилия. Во вторых, образцов живописи такого уровня в Запорожье больше нет. В третьих храм расписывал не один мастер, минимум два, а еще вероятней работала артель. Это они определили сразу исходя  из разных стилевых особенностей в различных сюжетах. В четвертых, что нужна профессиональная экспертиза, включающая комплекс мер для более точного определения авторства. В пятых высказали предположение, что работал здесь не лично В.Васнецов, а скорее ряд художников круга Васнецова. Т.е. его ученики, последователи и помощники, которые по существовавшей тогда практике могли расписать храм, используя его эскизы, т.н. «картоны». И в заключении пообещали подумать как именно запустить механизм экспертизы с использованием киевских и других специалистов. И если будет подтверджена художественная ценность храмовых росписей , то вполне возможно что храм в Терновке станет не только культовым местом, но и общественно значимым объектом культуры. А там  глядишь, и деньги на реставрацию найдутся.

 

Cтатьи на похожие темы

Тайная вечеря в селе Терновка, близ Запорожья: 2 комментария

  1. Вероника

    Какой же вы молодец! Спасибо Вам огромное!!!
    Вот так два года назад поговорили, как хорошо было бы узнать о истории храма и о мастере, расписавшем его, а Вы не остановились, проделали такую большую работу, провели расследование)))
    И таки Ваши усилия не прошли даром. Какой прекрасный результат, какое интересное открытие, важное для всего нашего Запорожского края!
    И, дай Бог, чтобы Ваша статья не только вызвала интерес к этому святому месту и удивительному храму, но и дала старт серьезным реставрационным работам!
    А пока, до новой встречи в Терновке, ведь 2 августа — храмовый праздник — не за горами…

    1. Александр Максимов Автор записи

      Спасибо большое! Я засмущался. Вы меня перехвалили. Мой вклад очень и очень скромный.Храм действительно уникальный,единственный в своем роде.Будем надеяться на помощь и поддержку наших уважаемых искусствоведов.Она сейчас очень нужна.До новой встречи в Терновке!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *